Искусство Икэбана:

Корни икэбаны уходят вглубь истории Японии. Они связаны с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам и божественным духам, которые, согласно религии синто, находятся в каждом предмете.

На смену религиозной системы синтоизма в VI веке в стране был введен в качестве государственной религии буддизм. С построением буддийских храмов был создан и ритуал преподношения цветов Будде, их ставили к алтарю в больших букетах. Совершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета должны были воплощать торжество буддийского вероучения.
Считается, что принц Сётоку (574-662), содействовавший установлению буддизма в Японии, положил начало в цветочной аранжировке.
Синтоизм и учение буддизма оказали огромное влияние на формирование философии икэбаны. Последняя настолько глубоко была пронизана религиозно-философским смыслом, что даже и в наши дни, спустя много веков и сильно изменившись, она не освободилась от символики и некоторых традиционных постулатов восточных религий.
Еще во времена, когда в стране господствовал синтоизм, икэбана основывалась на философии противостояния двух сил – света и тьмы, символизирующих Небо и Землю. Соответственно, конструктивную основу аранжировки составляли два главных элемента (две ветки), но в середине VII в., после посещения Китая монахом Сэнму и под влиянием конфуцианства, к этим двум веткам в структуру икэбаны привнесен третий элемент, символизирующий Человека. Тем самым выражалась идея гармонии человека и природы. Первые композиции из растений, которые строил Сэнму и ставил в храме, были очень простыми и состояли из трех элементов (веток или цветов). Дом Сэму называли «хижина у пруда» - икенобо. Этим именем через восемь столетий была названа первая школа искусства икэбаны. Трехветочная икэбана заложила основу для старейшего стиля рикка (стоящие цветы). Позднее появились формы этого стиля из пяти, семи и девяти композиционных элементов.

Можно сказать, что икэбана сохранилась и дошла до наших дней именно потому, что ее разнообразные формы постоянно обновлялись, приспосабливаясь к изменению самого общества, его уклада жизни. Однако дух икэбаны, ее основополагающие идеалы сохраняются на протяжении всей истории, делая ее совершенно уникальным и неповторимым явлением в общечеловеческом мире искусства.
Икэбана продолжает развиваться и изменяться, становится все более разнообразной, модернизируется, обогащается новыми идеями, материалами и техникой. Темп этого процесса, судя по всему, ускоряется. Появляются новые формы, стили, поражающие необычностью и смелостью художественных и технических решений. Икэбана захватывает все большие пространства в интерьерах и открытых территориях. Все это свидетельствует о неисчерпаемой фантазии и изобретательности, творческой активности аранжировщиков, об их беспредельных возможностях.!

Слово "икэбана" состоит из двух иероглифов: "икэ" - жизнь и "хана" - цветок. Чаще всего его переводят как "дать цветам новую жизнь" или "позволить цветам выразить себя". На данный момент в Японии существует порядка несколько тысяч различных школ Икэбана! В Москве наиболее известны три самые крупные из них - Икэнобо, Согэцу и Охара. Наиболее древней и основополагающей из них, как мы уже говорили, является Икэнобо или "хижина у пруда". Самой молодой же является Согэцу, которая была учреждена в мае 1926 года Софу Тэсигахара. Название школы – Согэцу – от соединения двух японских иероглифов, означающих «трава» и «луна», что отражало глубокое понимание ее организатором сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной.

Особенностью школы Согецу является то, что каждый может ставить композиции в любое время, в любом месте, в любом сосуде и из любого материала. Икэбана должна всегда передавать не только течение времени, но быть прекрасной и привносить в вашу жизнь ощущение свежести. Сами по себе цветы являются творением природы, а икэбана – результат творческой деятельности человека. Как бы ни был прекрасен цветок, он является частицей природы, а мы используем его для того, чтобы создать красоту, отличающуюся от его природной, естественной красоты.

Изучение Икэбана в нашей стране началось в 1968 году, когда был учрежден Московский клуб «Икэбана» при Обществе дружбы «СССР-Япония»,при содействии посольства Японии в СССР и журнала «Цветоводство». Именно тогда при клубе открылись первые курсы Икэбана по программе Токийской школы «СОГЕЦУ».
«Московский клуб «Икэбана» +» постоянно организует выставки и участвует в совместных творческих проектах в ведущих музеях и выставочных залах Москвы. Мероприятия Правительства Москвы неоднократно оформлялись работами членов клуба. Ежегодно мы участвуем в Международной выставке «Цветы» на ВВЦ. В последние годы выставки Сальвадора Дали, Гойи, Марка Шагала и Пикассо в Москве сопровождались работами наших мастеров икэбана. В 2005 году прошли выставки в Международном Центре Рерихов и в «Галерее на Солянке». «Московский клуб «Икэбана» +» успешно поддерживает и развивает международные связи.
По окончании курсов в «Московском клубе «Икэбана» +» выдаются японские сертификаты установленного образца:

Подробности о выставках и других новостях можно узнать в ЖЖ сообществе, посвященном искусству икэбана ikebana_ru!



Используются технологии uCoz